С момента моего возвращения из Сочи прошла ровно неделя, и я решила, что наступило время рассказать о четырёх неделях, проведённых в столице XXII Зимних Олимпийских Игр.
Начнём со своего рода вводных данных: в Сочи я ездила спортивным волонтёром фигурного катания, работала в ледовом дворце "Айсберг" и на тренировочном катке. Работа спортивных волонтёром подразумевала самое тесное взаимодействие со спортсменами и сопровождающими их лицами, в меньшей степени - с судьями, телевещателями и журналистами. Жильё и питание всем волонтёрам XXII Зимних Олимпийских Игр в Сочи было предоставлено Оргкомитетом ОИ - случай уникальный, ибо на том же Чемпионате Европы по футболу 2012-го года квартиру мы с коллегами-волонтёрами снимали сами, а кормили нас лишь обедом во время смены. Волонтёры Игр были также обеспечены бесплатным транспортом от места проживания в Сочи до объекта и внушительным количеством одежды и аксессуаров для работы, предоставленных маркой Bosco.
Понравилось ли мне в Сочи? Несомненно да. Тут та же ситуация, что и с Киевом: я не знаю, понравился бы мне город сам по себе, не проходи в нём столь внушительное спортивное событие, но в связке с последним я в Сочи чуточку влюбилась и оставила в нём частичку своего сердца. Самое забавное, кстати, что непосредственно до Сочи мы так и не добрались - из-за небольшого количества свободного времени и ещё меньшего количества энергии наши вылазки ограничивались поездками в район железнодорожного вокзала Адлера. Ну и в Красную поляну, которую мы с соседкой по комнате посетили ради лыжных гонок - это был мой первый раз в горах зимой, и теперь я страстно хочу научиться кататься на лыжах. В горах, к слову, днём было очень тепло: во время изматывающего подъёма от фуникулёра к "Лауре" в голове пульсировала лишь одна мысль: второй свитер явно был лишним. Впрочем, работающие в горах друзья рассказывали, что вечером резко холодает - но это, скорее всего, не станет открытием для любителей покорять горные вершины.
Помню, как 28-го января ехала в автобусе, слева было море, по поверхности которого задорно плясали солнечные лучи, а справа - пальмы, раскрывшиеся навстречу свету и теплу цветы, безмятежно загорающий на террасе дома мужчина. На мне в этом время были футболка с худи да солнцезащитные очки - забавно было поймать себя на мысли, что я вообще-то в России и на календаре всё ещё январь. В феврале журналисты и наводнившие Сочи любители спорта гоняли туда-сюда по набережной на своих двоих, в шортах, улыбаясь солнцу и наслаждаясь его ласковым теплом. Если по чему я и скучаю особенно сильно, так это по погоде - в Питере, тьфу-тьфу-тьфу, без дождей и снега, но необходимость носить всё ещё довольно тёплую верхнюю одежду после проведённого на юге месяца, честно говоря, смущает и капельку расстраивает.
Что касается нашей работы на соревнованиях по фигурному катанию... Было классно. Оглядываясь, я с ужасом вспоминаю подъёмы в три утра (самые ранние смены начинались в 4:30 - впрочем, были и те, что стартовали в 8:00, в 10:30, в 17:00), но испытанные от работы на соревнованиях по любимому виду спорта эмоцию с легкостью перекрывают и эти адские подъёмы, и общую усталость от довольно напряжённого графика. Мы открывали калитки на лёд спортсменам; бегали от скамейки flower kids к раздевалкам с пакетами, наполненными до краёв игрушками, которые болельщики бросают на лёд после выступлений своих любимцев; дежурили на трибунах для спортсменов и судей; зорко следили за циферками и цветами на аккредитациях, стоя у разминочных залов и лаунжа атлетов; ориентировали спортсменов, тренеров и других представителей команд в запутанных коридорах Айсберга; собирали заявки на интервью в микст-зоне и после завершения тренировок просили фигуристов проследовать за нами для беседы с телевещателями и журналистами. Моей любимой позицией была позиция у выхода на лёд: в обязанностях было открывать двери спортсменам и сопровождающим их лицам во время соревнований - так мы становились свидетелями их последних перед стартом приготовлений, свидетелями переживаний и наставлений, свидетелями радости победителей и грусти проигравших. А ещё именно у выхода на лёд я подружилась с двумя чудесными дамами из канадской федерации фигурного катания, Синтией и Кэти, которые подарили мне на память дефицитный товар: варежки олимпийской сборной страны кленового листа.
Говоря об этом памятном сувенире, нельзя не вспомнить и о не менее памятной традиции всех без исключения Олимпийских Игр: обмене крошечными металлическими значками, которым с энтузиазмом занимались все участники Игр, от болельщиков и волонтёров до атлетов и тренеров.
Если говорить о пробелах в организации, то основным пунктом безусловно будет питание волонтёров. В местах размещения нас кормили, мягко говоря, не деликатесами. К размороженным блинчикам и заварным кашам после многочисленных жалоб прибавились сушки, пряники и пакетики со смесью из орешков и сухофруктов. Питание было совершенно не приспособлено к потребностям тех, кто сознательно не употребляет в пищу мяса - более того, при попытке попросить лишь половину порции или, напротив, чуть больше нормы, на тебя смотрели так, будто ты попросил достать луну с неба. Питались мы в итоге слойками, овсяными кашами из пакетиков да йогуртами - благо на территории комплекса, в котором мы жили, был круглосуточный минимаркет (с типично сочинскими кассирами: голая волосатая грудь и беспардонные ремарки). С питанием на объекте было проще - оно, конечно, было далеко от понятия "здоровое", но еда по крайней мере была вполне себе съедобной. Жаль только, что из-за несостыковок между графиком работы столовой и временем начала наших смен, в обеде перед работой нам зачастую отказывали, из-за чего мы были вынуждены всю смену перебиваться покупными сэндвичами и шоколадными батончиками - зато в полночь в желудок отправлялись жирные супы, булки и разваренные макароны.
Впрочем, я в какой-то мере даже благодарна организатором за столь несуразное питание: сам его факт и разговоры с новыми друзьями о еде в целом и о вегетарианстве в частности разбудили во мне желание отныне кормить свой организм более здоровой пищей - я теперь читаю о суперфудах, готовлю зелёные смузи, жарю блинчики с бананом и шпинатом, покупаю миндальное молоко и кокосовую воду. Я ещё больше утвердилась в своём осеннем решении не есть мясо - при этом я не отказываюсь от рыбы и курицы, и если уж мне приспичит съесть сочный бургер, я не буду запрещать себе делать это. Фокус, однако, в том, что мне почти совсем не хочется последнего, и на это есть много причин.
В общем, очередной опыт волонтёрства в очередной уже раз привёл к переоценке ценностей и желанию изменить к лучшему свой образ жизни. У меня много планов на эту весну, и некоторые из них я уже начала осуществлять - так, отныне у меня есть абонемент на йогу. Весна, прошу тебя, не разочаруй!
Я уже очень скучаю по людям, с которыми больше всего общалась в Сочи - вы сами знаете, о ком я говорю. Я очень рада, что встретилась с вами, и, надеюсь, мы продолжим общаться - несмотря на разделяющие нас сотни километров. Я сохраню в памяти все те бесконечные шутки, курьёзные происшествия и трогательные моменты, которые мы пережили вместе. Спасибо иностранным фигуристам, дружелюбность, открытость, вежливость и уважительное отношение которых было одной из причин, по которым хотелось вновь и вновь возвращаться в Айсберг и не уходить оттуда до последнего. Я благодарна судьбе за то, что мне посчастливилось стать частью Сочи'2014, стать частичкой истории - надеюсь, это не последние в моей жизни Олимпийские Игры. Спасибо за всё, Сочи.
Photo: @apovoroznyuk